Как в реальной жизни в каждой стране есть два языка - гибкий разговорный и правильный письменный, так и в архитектуре существуют определения и характеристики стиля, которые на самом деле тесно переплетаются. Не существует такого понятия, как «идеальный» стиль.
Стиль или стилизация» - это обобщенный образ средств художественной выразительности, регулируемый единством творческой техники. Мы можем говорить о стиле целого периода, например, эпохи Возрождения. Можно говорить и об отдельных стилях, например, о конкретном стиле оформления интерьера, сформированном на основе единства художественных и стилистических принципов, и все эти рассуждения относятся к стилю.
Таким образом, индивидуальные стили сосуществуют с признанными историческими стилями, и в целом не существует четкой границы между стилем и эпохой, в которую он был создан.
Стиль - это язык архитектуры, дизайна и композиции, и, как любой живой язык, он вбирает в себя язык и индивидуальные словари других направлений. В результате стили переплетаются между собой, создавая ощущение знакомости. Однако чрезмерное заимствование порождает стили, которые в лучшем случае эклектичны, а в худшем - вульгарны и безвкусны.
При выборе или создании отличительного стиля трудно определить, на чем остановиться. Для этого необходимы композиция, архитектура, вкус и знание строительных и декоративных материалов. Все эти элементы определяют понятие «стиль».
Также рекомендуем вам ознакомиться с простыми характеристиками архитектурных и интерьерных стилей, которые идут в разных направлениях.
Как у человека есть левое и правое полушария мозга, а у Земли - два полушария, восточное и западное, так и стили дизайна интерьера имеют два широких направления, восточное и западное, которые, в свою очередь, можно разделить на более конкретные направления.
Византийский стиль
Для этого типа характерны массивные стены с небольшими окнами и арками. Интерьер украшен цветными коврами.
Готика (XII-XV вв.)
Для готического стиля характерны вытянутые пропорции, просторные помещения с чрезмерными расширениями вверх, тонкостенные здания с «каменным кружевом», расцвеченным сочными красками. Готический стиль также стал местом рождения цветных витражей во вставных арках. Эта конструктивная система позволяла сводчатым потолкам достигать небывалой высоты благодаря большим окнам и хорошему освещению.
Ренессанс
Величайшим мастером этого периода был Микеланджело Буонарроти, скорее скульптор, чем архитектор. В этом отношении созданная им архитектура стала триумфальным фоном для его скульптур. В частности, он удваивал колонны и пилястры и менял их ритм.
Стиль барокко
Микеланджело считается последним мастером эпохи Возрождения и создателем стиля барокко. Его вершина, базилика Святого Петра в Риме, стала считаться барокко.
Рококо
Модное направление в оформлении аристократических домов в середине и конце XIX века. Во второй половине XIX века стал интересен русский вариант стиля рококо, отвергавший услуги архитекторов при оформлении интерьера. Владельцы оформляли свои комнаты в соответствии с собственными предпочтениями. Излишняя декоративность, обилие предметов и, как следствие, маленькие пространства стали характерными признаками стилистического кризиса этого периода.
Классицизм
Само название говорит за себя. Этот стиль основывался на опыте и принципах предыдущих стилей. Он стремился создать стиль, который был бы уместен не только в веках, но и в вечности. Эта концепция время от времени возрождалась и вновь стала реальностью. До сих пор считается универсальным принцип: «Не понимаешь ты - „понимает“ классицизм». Использование античных архитектурных элементов в оформлении помещений и фасадов и разработка так называемого «ордера» декоративной организации.
Романтизм
Природные формы декора. Дикий камень, ковка, готические элементы. Ужин при свечах. Природные пейзажи считаются поэтическими.
Стиль неомодерн
Использование модерна в архитектурном дизайне на основе современных технологий. Мало или совсем нет декора.
Арт-деко
Стиль ар-деко 20-30-х годов был унаследован от ар-нуво. В то же время на него повлияли кубизм, американское народное искусство, а также стремительно развивающийся дизайн машин и авиационных конструкций того времени. Легкость и изящество декора стремились передать ощущение скорости и напора наступающей эпохи машин, в результате чего стиль ар-деко стал известен как
Модернизм
Заимствован из кубизма и немецкого дизайна Баухаус. Стремится к рациональной эстетике и проясняет техническую и практическую природу вещей.
Минимализм
Отказ от орнамента и стремление к идеальным пропорциям и цветовым соотношениям в базовых формах.
Арт-нуво (модерн, ар-нуво)
Стиль, сложившийся в Европе в конце XIX века в области архитектуры, искусства и дизайна, соответствующий неоготическому стилю. Для него характерны мягкие, плавные контуры и выраженная тенденция к асимметрии. В декоре мебели использовались природные и ботанические мотивы. Для декора модерна характерны ниспадающие волосы женских фигур. В России этот стиль вошел в историю под названием «модерн». Отличительной чертой этого стиля стали ботанические элементы, особенно почитаемые ирис и орхидея.
Эклектика
Использование смешанных стилей или сочетание предметов разного происхождения, стиля и эпохи. Эклектика - это стиль дизайна интерьера, принцип которого заключается в том, чтобы не объединять два или три стиля с помощью цвета, фактуры или архитектурной схемы. Такое стилистическое направление или его отсутствие обычно преобладает в те периоды, когда один стиль уже «завершен», а другой еще не сформировался. А другой стиль еще не сформировался.
Индустриальный стиль
Стиль, примыкающий к минимализму. Индустриальный стиль - это открытые, стерильные пространства, например, сцены из научно-фантастических фильмов. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется ненавязчивыми коммуникациями. Часто используются металлические столы и чугунные полы. Многим этот стиль кажется «безличным», «диким» и «необитаемым», но иногда он используется в домах и офисах. Этот стиль - индустриальная игра, подчеркивающая пренебрежение «повседневностью».
Стиль хай-тек
Этот стиль возник в Великобритании в 1970-х годах. Это стиль и теория дизайна, основанные на применении новейших технологий. Для него характерно выделение элементов конструкции и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, полированные перемычки на стыках, болты - все это отражает современную концепцию космического корабля. Интерьеры в стиле «хай-тек» требуют разнообразных элементов. Мода на «хай-тек» приходит волнами, либо в связи с появлением новых строительных материалов и отделок, либо в связи с необходимостью применения определенных технологий.
Постмодернизм
Возник в архитектуре и искусстве во второй половине XX века в противовес радикализму модернизма. Постмодернизм смешивает различные стили прошлого, такие как классика и барокко, и применяет их, часто с ироническим эффектом. Для этого стиля характерно преувеличение как средство создания ярких образов драматической обстановки.
Традиционный стиль
Традиционные интерьеры - это достойные восхищения интерьеры, отражающие буржуазный уклад жизни. Это качественный, прочный предмет мебели в стиле ушедшей эпохи, обивка которого состоит из предметов, имеющих историческое значение.
Китч
Зонтичный термин для нескольких направлений постмодернистского мышления, представленных Мемфисом, которые используют неинтересные и сентиментальные артефакты массового спроса для привлечения внимания. Это антидизайн, протестное движение в интерьерной моде, направленное на тех, кто уделяет меньше внимания окружающей среде.
Современный стиль
Каждая промышленная и технологическая инновация создает свой собственный стиль и моду. Мода влияет на материалы, а материалы - на моду. Например, в первобытно-общинном строе предпочтение отдавалось натуральному камню. В то же время в архитектуре использовалось дерево. Производным от дерева является папирус. Папирус использовался не только для связи на большие расстояния, но и для украшения. Позже были открыты металлы, сначала медь, а затем бронза. Человеческая цивилизация изобрела стекло, и его податливость и физические свойства стали активно использоваться в дизайне жилых помещений.
Прошли века, возникли производственные процессы и промышленная химия, и в результате «победы человека над природой» в архитектуре и декоре стали использоваться синтетические материалы. В век пластика они прекрасно вписались в общественные и частные интерьеры.
Китайский стиль
Стиль обустройства китайских домов сильно отличается от стиля других народов Востока. Это связано с их образом жизни и философским подходом ко всему происходящему.
Китайская мудрость гласит: «Вы живете во времени и пространстве, а мы - только в пространстве». В китайских интерьерах нет острых углов и громоздкой мебели, они красочны. Не только мебель, но и прочный и упругий бамбук широко использовался в качестве материала для изготовления самых разных предметов.
Для украшения мебели использовалась сложная техника многослойного лакирования. Для украшения использовалась резьба по черному лаку. В отличие от аскетичной простоты японцев, китайцы полностью использовали внутреннее пространство комнаты, формируя ниши и арки для украшений и игрушек. В отличие от церемониальной мебели, шкафы были простыми предметами домашнего обихода. Резные и лакированные столики с украшениями и вазами обогащали мебель.
Техника интарсии, знакомая европейцам, также широко использовалась в мебельном производстве. Поверхности столов и шкафов украшались врезными и шиповыми декоративными элементами из тонкой фанеры разных цветов. Однако, в отличие от европейских аналогов, которые были плоскими по основной поверхности, китайская мебель выступала за ее пределы.
Мебель в домах китайской знати отличалась от мебели простых людей. Основными предметами интерьера были шезлонги, стулья и столы. Вся мебель была сделана из бамбука и обычно имела прямоугольную форму.
Еще одной особенностью, уникальной для Китая до сих пор, может быть отсутствие занавесок и люстр на окнах.
Основная идея обустройства китайских домов - переплетение реальности и мифа, а главным героем является дракон - самое могущественное из всех животных. Доминирующим цветом» в жизни китайцев является красный - цвет огненного дракона и цвет энергии.
Японский стиль
Дома в японском стиле строятся по определенным правилам, но при этом отражают индивидуальный дух своего мира. Кроме того, первая и вторая характеристики сохранились и по сей день. Для японского стиля характерна тенденция к простоте и асимметрии. Внутреннее пространство словно дышит.
В китайском стиле в качестве перегородок обычно используются складные ширмы, а в японском - циновки вместе со складными ширмами. Кроме того, их используют не только для «разделения» комнат, но и для декорирования стен и облицовки полов, где островитяне проводят много времени.
Главная задача домовладельца - полная изоляция от внешнего мира, благодаря уникальным особенностям помещения. В комнате нет никакой мебели. В качестве шкафов и полок используются стеновые ниши (аналоги встроенных шкафов), в которых размещаются не только шкафы, но и постельные принадлежности, вазы и другие предметы интерьера. Шкафы и комоды по-прежнему встречаются в домах в ограниченном количестве, но, как и их японские собратья, они являются произведениями искусства.
Индийский стиль
Индийский стиль совершенно уникален тем, что представлен множеством бирюзово-синих, насыщенных красных и оранжевых оттенков. Индийский шелк слегка шероховатый на ощупь, а не гладкий и шелковистый, как китайский. Индийские дома отличаются низкой меблировкой и ручной резьбой из очень прочного тикового дерева. Для этого стиля характерно то, что различные части дома легко меняются местами: стулья, столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».
Африканский стиль
Это, пожалуй, самый экзотический из всех народов. Африканские цвета созданы по образцу цветов диких животных и являются очень теплыми и привлекательными. Шкуры тигров и зебр усиливают эффектность дизайна.
Британский стиль
Стены обычно окрашены в ослепительно-желтые, ярко-красные или нежно-кремовые цвета. Деревянные полы покрыты толстыми, уютными шерстяными коврами. Мягкие шерстяные чешки и клетчатые пуфики - неотъемлемая часть английской гостиной. Жилище украшает величественная и элегантная полированная мебель. В Англии розы цветут не только в парках, но и на шторах и обивке мебели. Сочетание тканей в гостиной в английском стиле может показаться несколько хаотичным, но в то же время строгая клетка контрастирует с романтичными цветовыми узорами.
Средиземноморский стиль
Этот стиль такой же яркий, как и местная природа: солнце, море и растения. Заимствованные цвета: сине-зеленый, золотисто-оранжевый, коричневый. Стены окрашены в яркие цвета, а полы покрыты мрамором или разноцветной плиткой. Для стен характерны шероховатости, неровности, ярко выраженные текстуры и «искусственность» отделки и красок. Широкие окна пропускают много солнечного света. В итальянских и испанских домах железная мебель обычно соседствует с деревянной, покрытой лаком.
Египетский стиль
Египетский стиль обязан своим появлением культу архитектуры, и хотя он существует уже более 4 000 лет, он мало изменился с момента своего зарождения. До наших дней дошли храмы, дворцы и гробницы - монументальные сооружения, призванные воплотить вечность. Стены, башни и колонны обычно исписаны иероглифами или погребальными сценами, а фигуры изображены в характерных позах (голова и нижняя часть тела в профиль, торс и руки фронтально). Колонны на зданиях бывают трех типов: лотос (головки колонн в виде бутона лотоса или цветка), папирус (головки колонн в виде связки папируса) и гаторе (головки колонн с изображением головы богини Гаторе (женщины с головой собаки)). Исключением стал период Амарны, когда появился Аменхотеп IV (1368-1351 гг. до н. э.). Объявление вне закона некоторых древних культов и утверждение, что истинным богом является само солнце, способствовало развитию «человеческого» искусства. Погребальные сцены были заменены плавающими рыбами, порхающими бабочками и подвижными, чувственными сценами жизни. Скульптура также приобрела новые, неординарные формы (вспомните бюст Нефертити, жены Аменхотепа). Впоследствии все императорские стили и ар-деко были основаны на элементах египетского
Фэн-шуй
Это и есть магия дома. Если вы хотите изменить свою жизнь, переместите 27 вещей в своем доме» (Древняя китайская мудрость). Если ваш дом строго прямоугольной формы, считайте, что вам повезло. Восьмиугольный - тоже, но это редкость. Каждый выступ или зазор в плане этажа увеличивает или уменьшает площадь. О цветах: в фэн-шуй каждая восьмиугольная зона имеет соответствующий цвет. Правильно подобранный цвет усилит энергию соответствующей зоны в вашей жизни. Конечно, очень немногие люди окрашивают всю комнату в эти цвета. Чтобы усилить свою ауру, попробуйте поставить фиолетовую настольную лампу в зоне богатства, вазу с нежно-розовыми цветами - в зоне отношений, а скульптуру из черного мрамора - в зоне карьеры. Полагайтесь на свою интуицию при выборе конкретных предметов и оттенков.